Блог - победитель в номинации "Лучший блог педагога дошкольника" муниципального конкурса "Лучший блогер - 2012"
Блог - призер (третье место) Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2013 "Педагогическая планета"

Блог - победитель Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2015 "Педагогическая планета"

воскресенье, 27 ноября 2011 г.

Воспитательный диалог



Я не ошибусь, если скажу, что почти все люди встречали таких собеседников, которые «все понимают», только сказать ничего не могут. Почему? Проблема лежит, как мне кажется, в далеком детстве. А мы, взрослые - и воспитатели, и родители, выполняем ли мы задачи, на нас возложенные:
стимулируем речевую активность детей, расширяем словарь, вырабатываем способность у детей к связному рассказу, изложению своих впечатлений. А когда мы читаем рассказ или сказку, какие вопросы задаем? Добиваемся, чтобы дети дословно запомнили текст, последовательность действий. Вы меня спросите, а разве это неправильно? Да, да, развиваем память, внимание. А развиваем ли мы мышление? Умеют ли наши дети размышлять, делать вывод, слушать друг друга, и особенно иметь свое мнение, особенно, если оно отличается от других. Думаю, воспитательные диалоги - это один из способов становиться разумно мыслящим существом. И еще, когда говорится о взаимопонимании, имеется в виду диалог, взаимодействие ребенка и взрослого. 



Обсудим с детьми тему  «Плохой – хороший человек» 
Цель диалога - обратить внимание ребенка на проблему поиска критериев (признаков), с помощью которых хорошего человека можно отличить от плохого. 
Давайте проведем эксперимент и посмотрим, насколько активны будут наши дети, насколько интересен для них будет этот диалог. 

Задайте ребенку следующие вопросы: 
1. С какими людьми ты любишь играть — хорошими или плохими? 
2. Можно ли доверять свои секреты плохим людям? Почему? 
3. Почему необходимо подбирать друзей среди хороших людей? 
4. Были ли у тебя случаи, когда ты думал о человеке плохо, а он оказался хорошим? Почему ты сначала ошибся? 
5. Были ли у тебя случаи, когда ты думал о человеке хорошо, а он оказался плохим? Этот человек обидел или подвел тебя? Что ты при этом почувствовал? 

Ответы детей на подобные вопросы не трудно предугадать. Конечно, большинство детей скажут, что они предпочитают дружить с хорошими людьми. Дети способны аргументировать это мнение, иллюстрировать примерами из собственной жизни. Но тогда будет логично задать главный вопрос: «Тебе нравится общаться с хорошими людьми. Но как отличить хороших людей от плохих? Как избежать ошибки?» 

И еще, очень важно, когда дети будут высказывать свое мнение,  не желательно, чтобы воспитатель комментировал ответы детей. 
Предложите детям нарисовать хорошего и плохого человека, прокомментировать рисунки. 

Если вас это заинтересовало, познакомьтесь с программой М.В.Телегина «Воспитательный диалог». Данные вопросы из этой программы.

5 комментариев :

  1. Татьяна Ивановна, очень понравился "Воспитательный диалог". Обязательно побеседую со своими детьми. У меня достаточно сложный подбор детей, первый год обучения (5-летки), но как они на глазах раскрываются, какой потенциал! Сегодня рассказала им о конкурсе "Лучшая новогодняя сказка". Сразу стали выдавать такие сюжеты, что я не ожидала. Хотелось бы с Вами познакомиться лично. Было бы здорово, если бы завтра вы пришли на наше мероприятие для курсов.

    ОтветитьУдалить
  2. Программа "Воспитательный диалог", действительно, очень интересна, но и неоднозначна. Самое главное, что сам педагог должен многое пересмотреть в своем поведении, мышлении, мировозрении. Но ведь, как интересно беседовать с грамотным человеком, спорить, доказывать, наслаждаться диалогом. К сожалению, сегодня превалируют жаргонные обороты.
    С удовольствием бы к вам пришла, но очень много работы. Спасибо за приглашение.

    ОтветитьУдалить
  3. Татьяна Сергиенко1 декабря 2011 г., 8:16

    Сегодня побеседовала со своими детьми о хороших и плохи людях . Получила большое удовольствие от общения с ними. Очень люблю слушать их рассуждения. Согласна с тем, что ребёнку необходимо дать возможность высказаться, порассуждать и самостоятельно сделать выводы. Я заметила, как изменились рассуждения детей с возрастом, насколько стали грамотнее их выражения, стройнее речь. Убеждена, что если постоянно давать детям возможность рассуждать и высказывать своё мнение, подводить их к самостоятельным выводам, из них вырастут очень интересные собеседники, люди с твёрдой жизненной позицией.

    ОтветитьУдалить
  4. Я думаю, что такие диалоги, как например, "Любовь - ненависть", "Добро - зло", "Дружба -предательство" можно вести каждый день. Дети будут чувствовать свою значимость, потому что с их мнением считаются. Это так важно.

    ОтветитьУдалить
  5. Я провела диалог по этой теме. Сняли на видео, только выложить я его не могу. Разговор получился очень интересный и неожиданный. Дети затронули проблемы их жизни бомжей, бездомных, наркоманов. Были очень активны, не перебивали друг друга. Мне кажется, в это самое время диалога они были взрослыми. Буду обязательно продолжать.

    ОтветитьУдалить