Блог - победитель в номинации "Лучший блог педагога дошкольника" муниципального конкурса "Лучший блогер - 2012"
Блог - призер (третье место) Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2013 "Педагогическая планета"

Блог - победитель Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2015 "Педагогическая планета"

ФГОС ДО


Перейти по ссылке ФГОС ДО

 Примерный набор игровых материалов для второй младшей группы
Материалы для сюжетной игры
Тип материалаНаименованиеКоличество на группу
Игрушки-персонажи и ролевые атрибутыКуклы крупные (35-50 см.)3 разные
Куклы средние (20-30 см.)7 разные
Мягкие антропоморфные животные, крупные3 разные
Мягкие антропоморфные животные, средние7 разные
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.)15-20 разные
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья1
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи2
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи2-3
Набор солдатиков (среднего размера)1
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.)10 разные
Белая шапочка3
Плащ-накидка3
Фуражка/бескозырка3
Каска2
Набор масок сказочных животных1
Игрушки-предметы оперированияНабор чайной посуды (крупной и средней)3
Набор кухонной посуды (крупной и средней)3
Миски (тазики)2
Ведерки5
Молоток (пластмассовый)1
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)1
Комплект кукольных постельных принадлежностей3
Утюг2
Гладильная доска1
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)3 разные
Тележка-ящик (крупная)1
Автомобили с открытым верхом, крупные2 разные
Автомобили с открытым верхом, средних размеров5 разные
Пожарная машина, средних размеров1
Машина "скорой помощи", средних размеров1
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров1
Лодка, средних размеров2
Самолет, средних размеров2
Кукольные коляски (складные)3
Конь или другие животные на колесах/качалка1
Конь на палочке3
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)3
Полосатый жезл1
Бинокль (подзорная труба)1
Телефон3
Руль2
Весы1
Сумки, корзинки, рюкзачки7 разные
Маркеры игрового
пространства
Кукольный стол (крупный)1
Кукольный стул (крупный)4
Кукольная кровать2
Кукольный диванчик1
Шкафчик для кукольного белья1
Кухонная плита/шкафчик (соразмерная ребенку)1
Ширма-остов домика1
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем1
Ширма-прилавок1
Набор мебели для кукол среднего размера1
Бензоколонка (крупная)1
Полифункциональные материалыОбъемные модули (набивные и надувные: кубы, валики, параллепипеды)6
Крупный строительный набор1
Ящик с мелкими предметами-заместителями1
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)3

Материалы для игры с правилами
Тип
материала
НаименованиеКоличество
на группу
Для игр на ловкостьШар и воротца (набор)2
Желоб для прокатывания шаров и тележек1
Мячи (разного размера)7
Кегли (набор)1
Настольные игры:
"Поймай рыбку"1
"Прокати шарик через воротца"1
"Загони шарик в лунку"1

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Для игры детей 3-4 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут "жить" мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок. И наконец, тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.
По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными, Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.
Примерный набор игровых материалов для средней группы
Материалы для сюжетной игры
Тип
материала
Наименование
Количество на группу
Игрушки-персонажи и ролевые атрибутыКуклы крупные2 разные
Куклы средние6 разные
Мягкие антропоморфные животные, крупные2 разные
Мягкие антропоморфные животные, средние6 разные
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала, мелкие, 7-10 см.)20 разные
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья1
Набор наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи2 разные
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см.)10 разные
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие)10 разные
Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см.)2 разные
Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 7-15 см.)2-3 разные
Набор фигурок: семья (7-15 см.)2
Белая шапочка3
Плащ-накидка3 разные
Фуражка/бескозырка3
Каска2
Набор масок (животные; сказочные персонажи)2-3 разные
Игрушки-предметы оперированияНабор чайной посуды, крупный1
Набор чайной посуды, средний2
Набор кухонной посуды2
Молоток1
Комплект кукольных постельных принадлежностей3
Грузовик, крупный1
Тележка-ящик, крупная1
Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних размеров5-7 разные
Пожарная машина, средних размеров1
Машина "скорой помощи", средних размеров1
Подъемный кран, крупный1
Набор: железная дорога (средних размеров)1
Кораблики, лодки, самолеты, средних размеровпо 1 каждого наимен.
Ракета-робот (трансформер), средних размеров1
Автомобили мелкие10 разные
Кукольная коляска, средних размеров (складная)2
Набор медицинских принадлежностей2
Полосатый жезл1
Весы1
Часы2 разные
Телефон3
Подзорная труба, бинокль2
Сумки, корзинки, рюкзачки5 разные
Маркеры игрового пространстваКукольный стол, крупный1
Кукольная кровать или диванчик (крупный)1
Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная)1
Набор мебели для кукол среднего размера2
Скамеечка на колесах со съемным рулем1
Руль на подставке1
Штурвал на подставке1
Универсальная складная рама/ширма - пятистворчатая (30-50 см. высотой)1
Трехстворчатая ширма/театр (70 см.)1
Кукольный дом (для кукол среднего размера)1
Бензозаправочная станция -гараж (для мелких автомобилей)1
Макет "скотный двор" (для фигурок животных средней величины)1
Ландшафтный макет1
Светофор1
Тематические строительные наборы:
город1
замок (крепость)1
ферма (зоопарк)1
Поли-функциональныематериалыОбъемные модули, крупные, разных форм10
Крупный строительный набор1
Крупный кнопочный конструктор1
Ящик с мелкими предметами-заместителями1
Крупные куски ткани (полотноо, разного цвета, 1х1 м.)5
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры1

Материалы для игры с правилами
Тип
материала
НаименованиеКоличество
на группу
Для игр на ловкостьНастольная игра "Поймай рыбку"1
Настольный бильярд, средний ("закати шарик в лунку")1
Настольный кегельбан1
Бирюльки2
Кегли (набор)1
Кольцеброс (напольный)1
Мячи разного размера7
Для игр
"на удачу"
Настольная игра "лото" (с картами из 6-8 частей)6-8 разные
Настольная игра "гусек" (с маршрутом до 20-25 остановок, игральным кубиком 1-3 очка)3 разные

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
В средней группе предметная игровая среда должна быть существенным образом (если не сказать — радикально) изменена, по сравнению с младшими группами. Постоянные сюжетообразующие наборы (тематические зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
Тематические "зоны" редуцируются до ключевого маркера условного пространства, а "начинка" этого пространства (подходящие предметы оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в непосредственной близости.
Так, довольно подробно обставленная в младших группах "кухня" для крупных кукол, в этой возрастной группе уже должна быть представлена мобильной плитой/шкафчиком на колесах; кукольная "спальня" и "столовая" — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное может быть достроено детьми из крупных полифункциональных материалов. Универсальная "водительская" зона также становится мобильной и представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на колесах со съемным рулем. Пара низких (30-50 см.) пятичастных ширм (рам) обеспечивает "огораживание" любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.). Трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой служит подвижным и универсальным заместителем "магазина", "кукольного театра" и т.п.
Старшая и подготовительная группы
Примерный набор игровых материалов для старшей
и подготовительной групп
Материалы для сюжетной игры
Тип
материала
Наименование
Количество на группу
Игрушки-персонажи и ролевые атрибутыКуклы (средние)5 разные
Мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие)8-10 разные
Набор кукол: семья (средние)2
Наручные куклы би-ба-бо10 разные
Набор персонажей для плоскостного театра3-4 разные
Наборы мелких фигурок (5-7 см.):
домашние животные1
дикие животные1
динозавры1
сказочные персонажи3-4 разные
фантастические персонажи2 разные
солдатики (рыцари, богатыри)3-4 разные
семья2
Условные фигурки человечков, мелкие (5-7 см.)10 разные
Белая шапочка2
Плащ-накидка5 разные
Фуражка/бескозырка3
Каска/шлем2
Корона, кокошник2-4
Ремень ковбоя3
Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи)3-4
Игрушки-предметы оперированияНабор чайной посуды (средний)2
Набор кухонной посуды (средний)2
Набор чайной посуды (мелкий)2
Набор одежды и аксессуаров к куклам среднего размера2
"Приклад" к мелким куклам2
Набор медицинских принадлежностей2
Весы2
Чековая касса1
Коляска для средних кукол, складная2
Телефон3
Часы2
Бинокль/подзорная труба2
Грузовик средних размеров2
Автомобили разного назначения (средних размеров)5
Корабль, лодка (средних размеров)2
Самолет, вертолет (средних размеров)2
Ракета-трансформер (средних размеров)1
Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и др.)10 разные
Набор: военная техника2-3
Набор: самолеты (мелкие)1
Набор: корабли (мелкие)1
Ракета-робот (трансформер), мелкая3
Подъемный кран (сборно-разборный, средний)1
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная)1
Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабльпо 1 каждого наимен.
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением1
Маркеры игрового пространстваУниверсальная складная ширма/рама1
Стойка с рулем/штурвалом (съемным)1
Стойка-флагшток1
Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширма-театр)1
Ландшафтный макет1
Кукольный дом (макет) для средних кукол1
Кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей)1
Макет: замок/крепость1
Тематические строительные наборы (для мелких персонажей):
город1
крестьянское подворье (ферма)1
зоопарк1
крепость1
домик (мелкий, сборно-разборный)3
гараж/бензозаправка (сборно-разборная)1
маяк1
Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого транспорта1
Набор мебели для средних кукол1
Набор мебели для мелких персонажей2
Набор мебели "школа" (для мелких персонажей)1
Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов)10-20 разные
Полифункциональные материалыОбъемные модули, крупные, разных форм10
Крупный строительный набор1
Ящик с мелкими предметами-заместителями1
Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)5
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры1

Материалы для игры с правилами
Тип
материала
Наименование
Количество
на группу
Для игр на ловкостьЛетающие колпачки1
Настольный кегельбан1
Настольный футбол или хоккей1
Детский биллиард1
Бирюльки (набор)2
Блошки (набор)2
Кольцеброс настольный1
Кольцеброс напольный1
Городки (набор)1
Кегли (набор)1
Серсо1
Мишень с дротиками (набор)1
Коврик с разметкой для игры в "классики"1
Мячи, разные5-7
Для игр на "удачу"Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на 6 очков)5 разные
Лото (картиночное, поле до 8-12 частей)8-10 разные
Лото цифровое1
Для игр на умственное развитиеДомино (с картинками)2
Домино точечное1
Шашки2
Шахматы1

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу — крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб — это игровые макеты с "насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и сомасштабными им предметами оперирования ("прикладом").
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро "населен", по желанию играющих).
"Полные" сюжетообразующие наборы — макеты типа "лего" (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые "населяются" и достраиваются по собственным замыслам детей.


Материалы и оборудование для продуктивной деятельности
Общие основания подбора материала
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника.
Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.
В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки. Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т.п.
В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.
Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.
Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.
Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.
Для того чтобы облегчить педагогам решение этой сложной задачи, предлагаем им примерные варианты подбора материалов и оборудования.
В вопросах типизации и подбора материала и оборудования для продуктивной деятельности мы исходили из представлений о развитии творческих возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.А. Грибовская Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.). Кроме того, учитывались представления об условиях развития и активизации детей от 2 до 7 лет в продуктивных видах деятельности, описанных в работах отечественных и зарубежных ученых.
В данном разделе типы материала выделяются по двум ведущим видам продуктивной деятельности: изобразительной и конструированию и общего назначения.
Для изобразительной деятельности дается перечень материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации.
Для конструирования – по видам используемого материала (из строительного материала, из деталей конструкторов, из бумаги, природного и бросового материала).

Примерный набор материалов и оборудования для второй младшей группы
Материалы для изобразительной деятельности
Типматериала
Наименование
Количество на группу
Для рисованияНабор цветных карандашей (12 цветов)На каждого ребенка
Набор фломастеров (12 цветов)На каждого ребенка
Гуашь (12 цветов)Набор из 12 цветов на каждого ребенка и дополнительно 2 банки белого и 2 банки желтого цветов
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)На каждого ребенка
Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л)По одной на двоих детей
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15´15)На каждого ребенка
Подставки для кистейНа каждого ребенка
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения
Для лепкиГлина – подготовленная для лепки0,5 кг на каждого ребенка
Пластилин3 коробки на одного ребенка
Доски, 20´20 смНа каждого ребенка
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие1 – 2 шт. на каждого ребенка
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепкиНа каждого ребенка
ДляаппликацииГотовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задачНа каждого ребенка
Щетинные кисти для клеяНа каждого ребенка
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеемНа каждого ребенка
Розетки (баночки) для клеяНа каждого ребенка
Подносы для форм и обрезков бумагиНа каждого ребенка

Материалы для конструирования
ТипматериалаНаименованиеКоличество на группу
Строительный материалКрупногабаритные деревянные напольные конструкторы1 – 2 набора на группу
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)Один на группу
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины, от 62 до 83 элементов)На каждого ребенка
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)см. "Материалы для игровой
деятельности"
КонструкторыКонструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам4 –6 на группу
ПлоскостныеконструкторыНаборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования5 – 6 на группу


Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
· Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям
· Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.
· Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
· Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.
· Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить ковер, дорожку.
· Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или коробки.
· Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных ящиках.
· По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме.
Примерный набор материалов и оборудования
для средней группы
Материалы для изобразительной деятельности
Тип материала
Наименование
Количество на группу
Для рисованияНабор цветных карандашей (24 цвета)На каждого ребенка
Набор фломастеров (12 цветов)На каждого ребенка
Набор шариковых ручек (6 цветов).На каждого ребенка
Цветные восковые мелки (12 цветов)На каждого ребенка
Гуашь (12 цветов)1 набор на каждого ребенка.
Гуашь (белила)3 – 5 банок на каждого ребенка
ПалитрыНа каждого ребенка
Губки для смывания краски с палитрыНа каждого ребенка
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)На каждого ребенка
Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15´15)На каждого ребенка
Для лепкиГлина – подготовленная для лепки0,5 кг на каждого ребенка
Пластилин3 коробки на одного ребенка
Доски, 20´20 смНа каждого ребенка
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие2 – 3 шт. на каждого ребенка
Стеки разной формы3 – 5 наборов на группу
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепкиНа каждого ребенка
Для аппликацииНожницы с тупыми концамиНа каждого ребенка
Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликациейНа каждого ребенка
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10´12см или 6´7см)На каждого ребенка
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумагиНа каждого ребенка
Щетинные кисти для клеяНа каждого ребенка
Подставки для кистейНа каждого ребенка
Розетки для клеяНа каждого ребенка
Подносы для форм и обрезков бумагиНа каждого ребенка
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеемНа каждого ребенка


Материалы для конструирования
ТипматериалаОсновной набор материалов и оборудованияКоличество на группу
Строительный материалКрупногабаритные деревянные напольные конструкторы1 – 2 на группу
Комплект больших мягких модулейОдин на группу
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)см. "Материалы для игровой деятельности"
КонструкторыКонструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам4 –6 на группу
Конструкторы из серии "LEGO- DACTA" ("Город", Железная дорога")3 набора
Конструкторы для игр с песком и водой2
Детали конструктораНабор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)На каждого ребенка
Плоскостные конструкторыНаборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования5 – 6 на группу
Коврики - трансформеры (мягкий пластик) "Животные" и др.2 – 3 на группу
Бумага, природные и бросовые материалыНаборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)
Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи


Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности хранится в коробках, в которых он приобретен.
Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.
Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в открытом виде).
Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.
Мы считаем, что такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста. Дети 4—5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку.
Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.).
В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т.п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями.
Баночки для промывания кистей (большая — 0,5 л — для промывания "по-черному" и маленькая — 0,25 л — для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место.
Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.
Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.

Примерный набор материалов и оборудования
для старшей и подготовительной групп
Материалы для изобразительной деятельности
Тип материала
Наименование
Количество
на группу
Для рисованияНабор цветных карандашей (24 цвета)На каждого ребенка
Графитные карандаши (2М-3М)По одному на каждого ребенка
Набор фломастеров (12 цветов)На каждого ребенка
Набор шариковых ручек (6 цветов)На каждого ребенка
Угольный карандаш "Ретушь"По одному на каждого ребенка
Сангина, пастель (24 цвета)5 – 8 наборов на группу
Гуашь (12 цветов)1 набор на каждого ребенка.
Белила цинковые3 – 5 банок на каждого ребенка
Краска фиолетовая, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, краплак, разные оттенки зеленого цветаПо одной банке каждого цвета на каждого ребенка
Палитры[7]На каждого ребенка
Круглые кисти
(беличьи, колонковые №№ 10 – 14)
На каждого ребенка
Банки[8] для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15´15)На каждого ребенка
Подставки для кистейНа каждого ребенка
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения
Для лепкиГлина – подготовленная для лепки0,5 кг на каждого ребенка
Пластилин (12 цветов)3 коробки на одного ребенка
Стеки разной формыНабор из 3 – 4 стек на каждого ребенка
Доски, 20´20 смНа каждого ребенка
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук во время лепкиНа каждого ребенка
Для аппликацииНожницы с тупыми концамиНа каждого ребенка
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10´12см или 6´7см)На каждого ребенка
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги.На каждого ребенка
Подносы для форм и обрезков бумагиНа каждого ребенка
Щетинные кисти для клеяНа каждого ребенка
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеемНа каждого ребенка
Розетки для клеяНа каждого ребенка

Материалы для конструирования
Тип материала
Наименование
Количество на группу
Строительный материалКрупногабаритные деревянные напольные конструкторы1 – 2 на группу
Комплект больших мягких модулей (22 – 52 элемента)Один на группу
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей и т.п.)см."Материалы для игровой деятельности"
КонструкторыКонструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам4 –6 на группу
Детали конструктораНабор мелкого строительного материала, имеющего основные детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83 элементов)На каждого ребенка
Плоскостные конструкторыКоврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные"2 – 3 на группу
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования6 – 10 на группу
Бумага, природный и бросовый материалНаборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая, блестящая и т.п.)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)
Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка
Бумага, тонкий картон
Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки
Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, поролон, пенопласт

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста организуется по 2-м основным направлениям:
— создание условий в группе для самостоятельной работы;
— факультативная, кружковая работа с детьми.
Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом), подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т.п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение.
Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык шитья — иголка идет вверх и от себя — можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой.
Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).
Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.
На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).
На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем — все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).
Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна — две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.
Для работы с деревом в группе может быть оборудован уголок труда или выделено специальное помещение.
Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные
Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убирают в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки.

Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности
Общие основания подбора материала
Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка. Вместе с тем, на протяжении дошкольного возраста она сама претерпевает существенные изменения в плане структуры и средств осуществления. В подборе материала необходимо учитывать характер познавательно-исследовательской деятельности на каждом этапе дошкольного детства.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства "островки" познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, "вплетаясь" в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего "действенного" экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных (представляемых) связях и отношениях вещей. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими — познавательными мотивами — осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать нормативно-знаковые средства (письменную речь и математические числовые знаки), которые обеспечивают все больший отрыв от наличной ситуации и дальнейший переход к исследованию во внутреннем мысленном плане. Весь этот процесс вычленения познавательно-исследовательской деятельности тесно связан с этапами развития детского мышления в онтогенезе: от наглядно-действенного к наглядно-образному и элементарному логическому мышлению.
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская деятельность включает все средства ее осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи). Содержание познавательно-исследовательской деятельности изменяется от познания окружающих ребенка вещей к вещам более отвлеченным, не входящим в его непосредственный опыт.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.
Опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе (Л.С.Выготский, Д.Брунер, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) как последовательном овладении ребенком все более сложными культурными средствами репрезентации мира (действием, образом, знаком), мы условно разделим материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на следующие типы:
— объекты для исследования (экспериментирования и упорядочения) в реальном действии;
— образно-символический материал;
— нормативно-знаковый материал.
К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. Это, прежде всего материалы для сенсорного развития, детально разработанные М.Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации и т.п.). К этому типу материалов относятся и различного вида предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое-части, а также сложные искусственные объекты для экспериментирования типа "проблемных ящиков", стимулирующие детей к поиску причинно-следственных связей, комбинации условий, приводящих к определенному эффекту. К материалам для исследования в действии относятся и природные объекты, позволяющие опробовать их свойства и различным образом упорядочивать их (коллекции минералов, плодов и семян растений, образцы почв и т.п.). В этот тип материалов должны быть включены и существующие в культуре, доступные для дошкольника, инструменты и приборы (например, циркуль, лупа, весы, термометр и т.п.), простые механизмы (системы шестеренок, рычагов и пр.), действия с которыми стимулируют ребенка к открытию новых свойств окружающих предметов, установлению причинно-следственных связей между вещами и событиями. Мы отнесли к этому типу материалов также особые объекты для экспериментирования и упорядочения, находящиеся как бы на границе между познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью, — разного рода мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве. В любом возрасте материал для исследования в действии способствует не только овладению познавательными средствами, но и стимулирует развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка.
К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п. В этот тип включаются и материалы, содержащие графические (наглядные) модели, подводящие ребенка к "скрытым" от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между вещами и событиями окружающего мира. Это как специально разработанные для детей иллюстрированные схемы-таблицы, графические "лабиринты", так и существующие во "взрослой" культуре, но доступные пониманию дошкольника условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус, карта Земли и т.п.). К образно-символическому материалу мы отнесли также иллюстрированные издания познавательного характера, которые расширяют образный мир ребенка и содержат элементы наглядно-графического моделирования (условно-символические изображения, классификационные схемы, чертежи-карты и т.п.). К образно-символическому отнесен также коллекционный материал, содержащий большие возможности для классификационного исследования (коллекции монет, марок и т.п.).
К нормативно-знаковомуотносится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал, который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи (чтения и письма), начальной математики, т.е. к овладению универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.[9]
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.
Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место. В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно-символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно-знакового материала. В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Предлагаемая условная типология материала представляется нам более ориентированной на целостный образовательный процесс в детском саду, нежели определение всех материалов для познавательной деятельности как "дидактические материалы", которые традиционно принято разделять по направленности на развитие отдельных психических функций (материалы для развития сенсорики, наглядно-образного мышления, речи и т.п.). Как уже было отмечено, с возрастом познавательно-исследовательская деятельность усложняется, "задействуя" все эти психические функции.
Кроме того, сам термин "дидактические материалы", акцентируя их обучающую направленность, задает и поддерживает неявное противопоставление: игровые материалы (для свободной самостоятельной деятельности детей) — дидактические материалы (для обучения). Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность, обслуживаемая "дидактическими материалами", как бы привязывается в сознании практического педагога к обучающим занятиям, тогда как она имеет полное право быть включенной в реестр видов свободной самостоятельной деятельности дошкольников, равно как и в обучающие ситуации (с ведущей ролью взрослого). Предлагаемая нами условная типология материала позволяет избежать этой чрезмерной "дидактизации" познавательно-исследовательской деятельности в целостном образовательном процессе детского сада.
Мы полагаем, что данные ниже перечни материала, построенные по предложенному принципу, облегчат воспитателям решение задачи обустройства групповых помещений детского сада.
Примерный набор материалов для второй младшей группы
Тип материала
Наименование
Количество на группу
Объекты для исследования в действииПирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета6-8 разные
Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п. (из 5-7 элементов)6-8
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки с крышками разной формы)4-6
Матрешки (из 5-7 элементов)3 разные
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3 части)6-8 разные
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и составными формами, разными по величине10 разные
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета)2-3
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов)1
Набор объемных геометрических тел1
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндры, бруски и т.п.)2-3
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена, Венгера, дом-сортировщик)1
Набор плоскостных геометрических форм1
Мозаика разных форм и цвета, крупная3
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые)1
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором винтов, пластмассовые)1
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки, кнопки)2-3
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами1
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм (5-7 элементов)1
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка из тканей различной фактуры1
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов)10 разные
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные игрушки, механические заводные)10-15 разные
"Проблемный" ящик со звуковым, световым, механич. эффектами1
Разноцветная юла (волчок)1
Вертушки (ветряные)4-6 разные
Музыкальная шкатулка1
Звучащие инструменты (колокольчики, барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.)по 1 каждого наимен.
Набор шумовых коробочек (по Монтессори)1
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки1
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки1
Образно-символический материалНаборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе:
домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода
по 1 набору каждой тематики
Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению предметов, цвету, величине)3-4 разные
Наборы парных картинок (та же тематика)10 разные
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же тематика5-6 разные
Набор парных картинок типа "лото" с геометрическими формами1
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей)4 разные
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали)15-20 разные
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации)10 разных
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения)2-3 разные
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей)2-3 разные
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой)20-30 разные

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.
Примерный набор материалов для средней группы
Тип
материала
Наименование
Количество на группу
Объекты для исследования в действииНабор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине (7 форм разных цветов и размеров)1
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины)1
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей)6-8 разные
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными формами (4-5 частей)6-8 разные
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета)1
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками)1
Наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов каждого признака)3-4 разные
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам (из 4-6 элементов)2-3
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм1
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами2-3
Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов1
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов)1
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект)1
Стойка-равновеска (балансир)1
Часы с круглым циферблатом и стрелками1
Счеты напольные1
Набор волчков (мелкие, разной формы)1
Вертушки разного размера4-5
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и электрифицированные)10 разные
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5 элементов)6-8 разные
Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5 элементов)3-4 разные
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)3-4 разные
"Проблемный ящик" со звуковым, световым, механическим эффектами1
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки1
Набор для экспериментирования с песком:
стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций
1
Образно-
символический
материал
Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.по 1 наб. каждой тематики
Наборы парных картинок типа "лото" из 6-8 частей (той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений)6-8
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу)10-15 разные
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы)2-3 разные
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина)2-3 разные
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации)10-15 разные
Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей)2-3 разные
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата20-30
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей)4-5 разные
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей)8-10 разные
Разрезные контурные картинки (4-6 частей)8-10 разные
Графические "головоломки" (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр20-30 разных видов
Иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного характераПо возможностям детского сада
Нормативно-знаковый материалНабор кубиков с буквами и цифрами1
Набор карточек с изображением предмета и названием1
Набор карточек с изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр1
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами1
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями1
Наборы моделей: деление на части (2-4)2
Кассы настольные4-5
Магнитная доска настенная1

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Размещениематериала должно быть принципиально иным, нежели в младших группах. Для объектов исследования в действии должен быть выделен рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом следует расположить полку (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Примерный набор материалов
для старшей и подготовительной групп
Тип
материала
Наименование
Количество на группу
Объекты для исследования в действииДоски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными формами (4-8 частей)8-10 разные
Набор геометрических фигур с графическими образцами (расчлененными на элементы и нерасчлененными) для составления плоскостных изображений (геометрическая мозаика)2-3
Танграм1
Набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)1
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по 1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10 элементов3-4 разные
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек каждого цвета)1
Набор: счетные палочки Кюизинера1
Набор пластин из разных материалов1
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные, чертежи-схемы)3-4 разные
Головоломки плоскостные (геометрические)5-6 разные
Набор проволочных головоломок2-3
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований5-6 разные
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15" , "Уникуб" и т.п.)5-6 разные
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)3-4
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и горизонтальных линий)1
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски)1
Действующие модели транспортных средств, подъемных механизмов и т.п. (механические, заводные, электрифицированные, с дистанционным управлением)не менее 10 разные
Система наклонных плоскостей для шариков1
Весы рычажные равноплечие (балансир)с набором разновесок1
Термометр спиртовой1
Часы песочные (на разные отрезки времени)2
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей)1
Циркуль4-5
Набор лекал4-5
Линейки10
Набор мерных стаканов2-3
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов2-3
Счеты напольные1
Счеты настольные4-5
Набор увеличительных стекол (линз)3-4
Микроскоп1
Набор цветных (светозащитных) стекол3-4
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги)1
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта2-3
Набор для опытов с магнитом2-3
Компас1
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками)4-5
Флюгер1
Воздушный змей1
Ветряная мельница (модель)1
Набор печаток1
Набор копировальной бумаги разного цвета1
Коллекция минералов1
Коллекция тканей1
Коллекция бумаги1
Коллекция семян и плодов1
Коллекция растений (гербарий)1
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов1
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов1
Образно-символическийматериалНаборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений):
виды животных;
виды растений;
виды ландшафтов;
виды транспорта;
виды строительных сооружений;
виды профессий;
виды спорта и т.п.
по 1 набору каждой тематики
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображенийдо 10 разные
Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы)2-3 разные
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации)15-20 разные
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше — сейчас(история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.)7-9разные
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)3-4 разные
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые)15-20 разные
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями8-10 разные
Графические головоломки (лабиринты, схемы пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр20-30 разных видов
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения (5-7)1
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность)1
Календарь настольный иллюстрированный1
Календарь погоды настенный1
Физическая карта мира (полушарий)1
Глобус1
Детский атлас (крупного формата)1
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы
Коллекция марок
Коллекция монет
по возможностям д/с
Нормативно-знаковый материалРазрезная азбука и касса4-5
Магнитная доска настенная1
Наборы карточек с цифрами4-5
Отрывной календарь1
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1 до 10) и соответствующих цифр4-5
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами1
Стержни с насадками (для построения числового ряда)4-5
Набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач4-5
Наборкарточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями1
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел)1
Линейка с движком (числовая прямая)2
Абак4
Набор "лото": последовательные числа1
Кассы настольные4-5
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков, букв и геометрических фигур3-4
Наборы моделей: деление на части (2-16)6

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т.п.

Приложение 4
Материалы и оборудование для двигательной активности.
Общие основания подбора материала
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).
Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.
При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.
Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий). Предлагаем примерный перечень физкультурного оборудования для групповых комнат и физкультурного зала.
Примерный набор физкультурного оборудования
для второй младшей группы
Тип оборудованияНаименованиеРазмеры, массаКол-во на группу
Для ходьбы, бега и равновесияВалик мягкийДлина 150 см
Диаметр 20 см
1
Доска с ребристой поверхностьюДлина 200 см Ширина 20 см Высота 4 см1
Модуль "Змейка"Длина 100 см
Высота 15 см
2
Коврик, дорожка массажные, со следочками4
Кольцо мягкоеДиаметр 120 см Высота 30 см Диаметр отверстия 60 см1
Куб деревянныйРебро 20 см5
Обруч большойДиаметр 95-100 см1
Для прыжковКуб деревянныйРебро 20 см5
Мяч-попрыгунчикДиаметр 50 см2
Обруч малыйДиаметр 50-55 см5
Шнур короткийДлина 75 см5
Для катания, бросания, ловлиКегли (набор)1
Мешочек с грузом малыйМасса 150-200 г2
Мяч резиновыйДиаметр 10 см5
Шар цветной (фибропластиковый)Диаметр 20-25 см2
Для ползанья и лазаньяЛабиринт игровой1
Полукольцо мягкоеДиаметр 120 см
Высота 30 см
Диаметр 5-6 см
1
Для общеразвивающих упражненийКолечко резиновоеДиаметр 5-6 см10
Лента цветная (короткая)Длина 50 см10
Мяч массажныйДиаметр 8-10 см10
Обруч плоскийДиаметр 40 см10
Палка гимнастическая
короткая
Длина 75-80 см10
Флажок10

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.
Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).
Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен.
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
Примерный набор физкультурного оборудования
для средней группы
Тип оборудования
Наименование
Размеры, масса
Кол-во
Для ходьбы, бега, равновесияКоврик массажныйДлина 75 см, Ширина 70 см10
Шнур длинныйДлина 150-см,Диаметр 2 см1
Для прыжковКуб деревянныйРебро 20 см5
Мяч-попрыгунчикДиаметр 50 см2
Обруч плоскийДиаметр 40 см3
Палка гимнастическая короткаяДлина 75-80 см10
Скакалка короткаяДлина 120-150 см3
Для катания, бросания, ловлиКегли5
Кольцеброс (набор)2
Мешочек с грузом большойМасса 400 г2
Обруч большойДиаметр 100 см2
Серсо (набор)1
Шар цветной (фибропластиковый)Диаметр 20-25 см4
Для ползания и лазаньяПолукольцо мягкоеДиаметр 120 см,Высота 30 см, Диаметр 5-6 см1
Для общеразвивающих упражненийКолечко резиновоеДиаметр 5-6 см10
Мешочек с грузом малыйМасса 150-200 г10
Мяч-шар (цветной, прозрачный)Диаметр 10-12 см5
Обруч малыйДиаметр 55-65 см10
Шнур короткийДлина 75 см10

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" — тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.
Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей.
В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.
С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.
Примерный набор физкультурного оборудования
для старшей и подготовительной групп
Тип оборудования
Наименование
Размеры, масса
Кол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесия
Балансир-волчок1
Коврик массажный со следочками10
Шнур короткий (плетеный)Длина 75 см5
Для прыжков
Обруч малыйДиаметр 55-65 см5
Скакалка короткаяДлина 100-120 см5
Для катания, бросания, ловли
Кегли (набор)3
Кольцеброс (набор)2
Мешочек малый с грузомМасса 150-200 г5
Мяч большойДиаметр 18-20 см5
Мешочек с грузом большойМасса 400 г2
Мяч для мини-баскетболаМасса 0,5 кг2
Мяч утяжеленный (набивной)Масса 350 г, 500 г, 1 кг1
Мяч-массажер2
Обруч большойДиаметр 100 см2
Серсо (набор)2
Для ползания и лазанья
Комплект мягких модулей (6-8 сегментов)1
Для общеразвивающих упражненийГантели детские10
Кольцо малоеДиаметр 13 см10
Лента короткаяДлина 50-60 см10
Мяч среднийДиаметр 10-12 см10
Палка гимнастическая короткаяДлина 80 см10

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении.
Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем.
Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках
Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе.
Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.
Оборудование для физкультурного зала
Примерный набор оборудования
для физкультурного зала
Тип оборудования
Наименование
Размеры, масса
Кол-во на группу
Для ходьбы, бега, равновесияБалансиры разного типа2
Бревно гимнастическое напольноеДлина 240 см Ширина верхней поверхности 10 см Высота 15 см2
Доска гладкая с зацепамиДлина 250 см Ширина 20см Высота 3 см2
Доска с ребристой поверхностьюДлина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см2
Дорожка-балансир (лестница веревочная напольная)Длина 23 см Ширина 33 см Диаметр реек 5 см1
Дорожка-змейка (канат)Длина 200 см Диаметр 6 см2
Коврик массажный75 х 70 см5
Куб деревянный малыйРебро 20 см5
Модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов)3
Скамейка гимнастическаяДлина 200-300 см Ширина 24 см Высота 25, 30, 40 см3
Для прыжковБатут детскийДиаметр 100-120 см2
Гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставки, зажимы2
Диск плоскийДиаметр 23 см Высота 3 см10
Дорожка-матДлина 180 см1
Козел гимнастическийВысота 65 см Длина 40 см Ширина 30 см1
Конус с отверстиями10
Мат гимнастический
складной
Длина 200 см Ширина 100 см Высота 7 см1
Мат с разметкамиДлина 190 см Ширина 138 см Высота 10 м2
Скакалка короткаяДлина 120-150 см5
Для катания, бросания, ловлиКегли (набор)2
Кольцеброс (набор)2
Мешочек с грузом малыйМасса 150-200 г5
Мишень навеснаяДлина 60 см Ширина 60 см Толщина 1,5 см2
Мяч средний10-12 см10
Мяч утяжеленный (набивной)Масса 0,5 кг, 1,0 кгпо 10
Мяч для мини-баскетбола18-20 см5
Мяч для массажаДиаметр 6-7 см, 10 смпо 5
Комплект для детских спортивных игр (сумка)1
Для ползания и лазаньяДуга большаяВысота 50 см, Ширина 50 см5
Дуга малаяВысота 30-40 см, Ширина 50 см5
Канат с узламиДлина 230 см Диаметр 2,6 см Расст. между узлами 38 см1
Канат гладкий270-300 см2
Лестница деревянная с зацепамиДлина 240 см,
Ширина 40 см
Диаметр перекладин 3 см
Расст. между перекл. 22-25 см
1
Лабиринт игровой (6 секций)1
Лестница веревочнаяДлина 270-300 см Ширина 40 см Диаметр перекладин 3 см2
Стенка гимнастическая деревяннаяВысота 270 см
Ширина пролета 75, 80, 90 см
1
Для общеразвивающих упражненийТренажеры простейшего типа: детские эспандеры, диск "Здоровье", гантели, гириПо 10
Кольцо плоскоеДиаметр 18 см10
Кольцо мягкоеДиаметр 13 см10
Лента короткаяДлина 50-60 см20
Массажеры разные: "Колибри", мяч-массажер, "Кольцо"По 5
Мяч малый6-8 см10
Мяч утяжеленный (набивной)Масса 0,3 кг,10
Обруч малыйДиаметр 54-60 см10
Палка гимнастическая короткаяДлина 75-80 см10
Ролик гимнастический10

Общие принципы размещения материалов
В физкультурном и физкультурно-музыкальном залах расположена большая часть физкультурного оборудования. Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расстановка разных предметов оборудования зависит от их габаритов и предназначения. Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенка с зацепами, доски, горка-скат. Канаты, шесты, веревочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и т. д.) размещаются вдоль стен помещения.
Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям проявлять свою двигательную активность.
Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. д.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных также вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на стенах в разных местах зала на специальных крюках. Для растягивания сеток (для игр с мячом), натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на разных уровнях противоположных стен.
Желательно иметь передвижной "Физкультурный уголок" — тележку с разными пособиями: плоские обручи, резиновые кольца, геометрические фигуры и т. д.
Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала желательно всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений с использованием разных пособий.
Для игр и занятий по физической культуре детям первой младшей группы необходимо иметь базовый комплект физкультурного оборудования в групповой комнате, так как при большом количестве групп малыши редко попадают на занятия в физкультурный зал. Кроме того, оборудование для малышей не всегда подходит.
Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий желательно иметь дополнительную комнату, расположенную недалеко от физкультурного зала, что позволит освободить место для двигательной активности детей.
При наличии свободного помещения необходимо создать тренажерный зал, где будут расположены детские тренажеры сложного и простейшего типа.
Для подвижных игр в зале необходимо иметь физкультурный передвижной уголок, лабиринт игровой, "Парашют", мини-стадион.



http://www.doshcolniki.ru

2 комментария :

  1. 30 декабря 2015 года были внесены изменения в 273 ФЗ.

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна, где всё это взять? А уж мы бы нашли где разместить.

    ОтветитьУдалить